ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА   МЕКСИДОЛ  ПРИ НЕВРОЗАХ У ДЕТЕЙ

Ж.И.Абдикадырова

Областной клинико-диагностический медицинский центр,

г. Шымкент


  
 Проблема неврозов детского возраста  и их лечение – повседневная  реальность  для психиатров, невропатологов, педиатров, широкой медицинской и педагогической общественности.   Современная цивилизация, с ее урбанизацией, интенсивным темпом жизни, информационными перегрузками, гиподинамией и другими факторами, привела к резкому увеличению распространенности неврозов  у детей. Биологической предпосылкой  развития невроза  является   детский возраст. При неправильном воспитании ребенка, выражающемся в гиперопеке и вседозволенности, у него формируются  неадекватные  представления о значимости его личности  - часто эгоцентризм и эгоизм, что в дальнейшем ведет к необоснованно повышенным или даже чрезмерным претензиям к окружающим, из-за этого  возникают конфликтные ситуации, способствующие развитию невроза. К биологическим  предпосылкам невроза  следует причислить и последствия негрубых церебральных поражений, особенно перинатальных и раннедетских, ограничивающих  возможности церебрального гомеостаза /1/. 

 Определенное  значение в развитии  неврозов  имеют социальные факторы. У человека должны быть разумными желания, в соответствии с возможностями их реализации.  Сверхобеспеченность, а также  бедность являются социальными неврогенными факторами.

   При неврозе  происходит  дезинтеграция и патологическая реинтеграция компонентов  целостных реакций организма. Классическими   «большими» неврозами являются неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

  Н е в р а с т е н и я характеризуется раздражительностью, слабостью, сенестопатиями,  часто с ипохондрической интерпретацией, подавленным настроением, нарушением сна. Душевные страдания  ребенка с неврастенией  изматывают его. Переживания соматизируются, т. е. приводят  к ухудшению состояния его внутренних органов. У него плохой аппетит, быстро устает, истощается  и плохая  память. Переживания  приводят ребенка, больного неврастенией, к вегетососудистой дистонии по гипотоническому типу, протекающей с частыми  головными  болями и бессонницей, потливостью, сосудистой гипотензии, у него холодные кисти  и ледяные стопы./2/

    Невроз навязчивых состояний  проявляется  в непроизвольно возникающих и навязчиво повторяющихся представлениях, мыслях, чувствах или действиях, болезненный  характер которых осознается самим больным. Личность характеризуется тревожно-мнительным характером, отсутствием уверенности в себе,  нерешительностью, склонностью к сомнениям, затруднением  при выборе  решений на фоне развитого  чувства долга. При навязчивых  страхах одни дети боятся  темноты, остаться в комнате закрытой  дверью, другие  перейти открытую поляну,  безобидного животного. Навязчивые  движения  включают гиперкинезы (тики, грубый ритмический тремор головы и конечностей, блефароспазм),  один жмурит глаза, другой подергивает головой, третий причмокивает и т. п., причем одни навязчивые движения могут сменяться другими, проходить и снова возобновляться. Никакие уговоры, обьяснения, требования, наказания при навязчивых страхах или движениях обычно не помогают, а часто усиливают их.

    Истерический невроз – эта форма  возникает у детей, в предневрозном  характере которых на первом месте стоят такие черты, как эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость  и истеричность.  У маленьких детей истерия проявляется в виде капризов. Ребенку что-то не дают, не выполняют его желание, и он падает на пол, начинает кричать, бить ногами, бросать игрушки, пытаясь этим (пусть даже неосознанно) добиться от окружающих желаемого.  Истерическая реакция, принося выгоду, закрепляется и следующий раз, когда ребенку что-либо надо, он уже не пытается  просить спокойно, а сразу дает истерическую реакцию.  

    Успех лечение  неврозов у детей  во многом зависит  от своевременности  и адекватности проводимой терапии, она должна быть комплексной, длительной с учетом возраста и клинических проявлений заболевания, с активным участием самого больного и его окружения.    В настоящее время  в  терапии  неврозов используют: немедикаментозные  методы (общережимные и  психотерапевтические мероприятия)  и  медикаментозые  методы:

- антидепрессанты,

- транквилизаторы,

- малые нейролептики,

- вегетотропные  средства.

   В этом отношении представляет интерес  применение  МЕКСИДОЛА,  который обладает  мягким  транквилизирующим и анксиолитическим  действием.  Препарат  повышает резистентность организма   к воздействию  различных  стрессовых  (гипоксия, ишемия,  реперфузия,  воспаление, шок, интоксикация) факторов.  Мексидол защищает  нервные  клетки от гибели, вызываемой ишемией, нормализуя метаболизм мозговой ткани, улучшает усвоение   кислорода в мозговой ткани, усиливает аэробный  гликолиз в  мозге, повышает  порог судорожной готовности мозга, улучшает мнестические  функции.

  Цель настоящего исследования  - изучение препарата мексидол с оценкой эффективности и переносимости  у  детей  с неврозами  различной этиологии.

  Материал и методы

Исследование проводилось у пациентов  заболевших  впервые и ранее  принимавших  сосудистые препараты, успокоительные средства. Критерием  включения  в исследование  являлось наличие  неврозов с различными проявлениями (неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний).  В исследовании участвовали  25 больных в возрасте  от 8 до 15 лет ( в среднем   12,2 года).  Средняя длительность заболевания  составила  3 месяца (от  2 недель  до  6 месяцев).  Обследование проводили каждую неделю  по единой схеме. В методы исследования   входили - клинические исследования: общий осмотр, оценка гемодинамических параметров;  нейрофизиологические обследования:  РЭГ, ЭЭГ, осмотр глазного дна, осмотр  ЛОР  врача.  Всем детям проведены исследования  до и после лечения мексидолом.    

  Все пациенты  получали лечение  в амбулаторных условиях.   При лечении неврозов у детей использовали  немедикаментозные  методы (общережимные и  психотерапевтические мероприятия)  и  Мексидол,   назначали в качестве   средства  монотерапии  в дозировке  250мг  в\\\\в капельно  на  150,0 мл  NaCL 0,9%,  10 дней,  в сочетании  с пероральным применением  мексидола  125 мг- 3 раза в день 4 недели.  Оценку  терапевтического эффекта  и переносимости  препарата  проводили на всем протяжении лечения.  Эффективность купирования   неврозов  оценивали с учетом  принятых  клинических  подходов  с  выделением следующих  вариантов:

1 без улучшения,

2 незначительное улучшение,

3 улучшение. 

 Результаты исследования 

 Полный курс  терапии завершили 22 (88%)  пациентов. Три пациента  были исключены  в связи  с  нерегулярностью приема препарата.  У всех 22 пациентов, завершивших исследование,  проявление клинического  эффекта  приходилось на  4-5 день терапии. При терапии мексидолом  в изученной выборке зарегистрировано выраженное   улучшение  состояния,  уменьшение эмоциональной лабильности, повышенной раздражительности, тревожности, внутреннего напряжения, улучшение сна.  Значительный терапевтический  эффект был достигнут  у  19  (86,3%)  пациентов.  У  3 (13,6%) больных  улучшение было незначительным. Необходимо отметить, что  при лечении мексидолом, наблюдалось  улучшение оперативной памяти, концентрации внимания, увеличение обьема  запоминаемой информации, скорости реакции.  В ходе исследования нежелательные реакции  не регистрировались.

Выводы  

Результаты  проведенного  исследования показали, что мексидол обладает отчетливыми  транквилизирующими  и антистрессорными эффектами, непосредственно воздействует на основные  патогенетические  звенья  формирования  вегетативно-сосудистой дистонии. Хорошая переносимость  препарата  и отсутствие выраженных  побочных явлений, включая проявления  поведенческой токсичности, позволяют широко  использовать его  в амбулаторной  общемедицинской  практике при  комплексном  лечении   неврозов у детей. 

Мексидол дәрісінің балалар неврозында  қолданылу тәжірибесі

Ж.И. Абдіқадырова

Облыстық  консультативтік  диагностикалық   медицина  орталығы,  Шымкент қаласы

                                         Түйін 

 

 Жұмыстың мақсаты: Мексидол  дәрісінің  невроз ауруы бар балаларға тиімділігі  мен оның эффектісін клиникалық зерттеу.

Зерттеу нәтижесі: Мексидол  дәрісін 250мг-нан көк тамыр ішіне 10 күн бойы тамшылатқанда, 1 таблеткадан күніне 3 рет  4 апта бойы қолданғанда  науқас баланың жағдайының жақсарғаны  және  әсершіл лабильдіктің, ашушаңдықтың, тышышсыздықтың  азайғаны тіркелді.

EXPERIENCE OF  APPLICATION OF PREPARATION  MEKSIDOL AT NEUROSIS’S CHILDREN

Z.I.ABDIKADYROVA

The regional consulting-diagnostic medical centre

Summary 

 

The work purpose: clinical research of efficiency and shipping of a preparation of Meksidol at children with neurosises.

Result  of research: application of a preparation of Meksidol in a dose of 250mg intravenosly dripping during 10 days and on 1 tablet 3 times a day during 4 weeks,  are registered improvement of a condition of the sick  child and reduction of emotional labiality,  irritability, uneasiness.

Литература 

1.  В.А. Карлов  «Неврология», Москва, 2002г, с.488

2.  В.И. Гарбузов  «Нервные дети», Москва, 1990г. с.116

3.  В.И. Гарбузов ,А.И. Захаров, Д.Н. Исаев «Неврозы у детей и их лечения» 1997г.

4.  Журнал «Врач» №8 2010г. 

 

Дата публикации: 13/03/2013 года